Сочинение: Мертвые души 13

Нейросеть:
В мире русской литературы немного найдется произведений, которые бы вызывали столько споров, толкований и, вместе с тем, такого живого интереса, как поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Эта книга – не просто повествование о похождениях предприимчивого чиновника Чичикова, скупающего умерших крестьян. Это – зеркало, отражающее российскую действительность первой половины XIX века, со всеми ее пороками, странностями и, порой, проблесками надежды. И хотя официально в поэме всего одиннадцать глав, мне захотелось поразмышлять о главе тринадцатой, которой нет в книге, но которая, как мне кажется, вполне могла бы существовать.
Представим себе: Чичиков, завершив свои сомнительные сделки в губернском городе NN, отправляется дальше в путь. Его бричка, запряженная верными конями, пылит по российским дорогам, мимо бескрайних полей и редких деревушек. За спиной – галерея колоритных помещиков: Манилов с его слащавой мечтательностью, Коробочка с ее мелочной хозяйственностью, Ноздрев с его неуемной брехней и страстью к мошенничеству, Собакевич с его грубой силой и жадностью, Плюшкин с его маниакальным накопительством. Все они, эти «мертвые души», олицетворяют собой различные грани человеческой деградации, упадка и духовной опустошенности.
И вот, в тринадцатой главе, Чичиков прибывает в новую губернию. Здесь его встречает новый город, новые чиновники, новые помещики. Но, как ни странно, все они кажутся до боли знакомыми. В городском трактире он встречает толстого генерала, который хвастается своими военными подвигами, преувеличивая их в десять раз. В местном клубе он знакомится с важным чиновником, который берет взятки направо и налево, прикрываясь красивыми словами о служении Отечеству. На балу у губернатора он видит молодых офицеров, которые думают только о том, как бы выгодно жениться и сделать карьеру.
В поместьях вокруг города жизнь тоже идет своим чередом. Один помещик, по фамилии Разуваев, пытается внедрить передовые методы хозяйствования, выписывает модные агрономические журналы из-за границы, но его крестьяне по-прежнему живут в нищете и невежестве. Другой помещик, князь Бездухов, известен своей любовью к искусствам, содержит собственный крепостной театр, но при этом жестоко обращается со своими актерами и музыкантами. Третий помещик, генералша Сквозникова, славится своим гостеприимством, устраивает пышные обеды и балы, но за счет непомерной эксплуатации своих крестьян.
Чичиков, наблюдая за всем этим, начинает испытывать смешанные чувства. С одной стороны, он видит, что ничего не меняется. Пороки и недостатки, которые он наблюдал в предыдущей губернии, процветают и здесь. С другой стороны, он начинает понимать, что его собственная деятельность, его афера с «мертвыми душами», является лишь частью этой общей картины. Он – не причина, а следствие. Он – всего лишь маленький винтик в огромной машине, которая катится в пропасть.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы показать, как Чичиков начинает испытывать муки совести. Нет, он не становится вдруг добродетельным человеком. Он по-прежнему думает о наживе, о выгодной покупке. Но в его душе появляется какое-то сомнение, какое-то смутное беспокойство. Он начинает задумываться о смысле жизни, о том, что останется после него. Он видит, что его богатство, его положение в обществе – это лишь иллюзия, что все это может рухнуть в один момент.
В одной из сцен тринадцатой главы Чичиков посещает местную церковь. Он не очень религиозен, ходит в церковь скорее по привычке, чтобы показаться благочестивым. Но во время службы он вдруг слышит слова проповеди, которые западают ему в душу. Священник говорит о том, что все мы смертны, что богатство и слава – это преходящие вещи, что главное – это заботиться о своей душе, творить добро и помогать ближним. Чичиков слушает эти слова и чувствует, как в его сердце что-то шевелится. Он вспоминает о своих родителях, о своем детстве, о своих мечтах. Он понимает, что когда-то он был другим человеком, что в нем были какие-то светлые чувства, какие-то высокие стремления. Но потом жизнь, обстоятельства, жажда наживы – все это постепенно убило в нем все человеческое.
После посещения церкви Чичиков решает сделать доброе дело. Он узнает, что в городе есть бедная вдова, у которой умер муж, и она осталась одна с маленькими детьми. Чичиков решает помочь ей деньгами. Он дает ей небольшую сумму, но для вдовы это огромная помощь. Она благодарит его со слезами на глазах. Чичиков уходит от нее с чувством облегчения. Он понимает, что сделал что-то хорошее, что принес пользу другому человеку.
Но, конечно, Чичиков не становится святым. Он по-прежнему остается предприимчивым и хитрым дельцом. Но в нем появляется какая-то искра, какой-то проблеск надежды. Он начинает понимать, что жизнь – это не только деньги и власть, что есть что-то более важное, более ценное.
В конце тринадцатой главы Чичиков покидает новую губернию. Он едет дальше, навстречу новым приключениям, новым сделкам, новым «мертвым душам». Но теперь он уже не тот, что прежде. В его душе поселилось сомнение, беспокойство, надежда. Он уже не просто скупает умерших крестьян, он пытается понять, кто он такой, зачем он живет, куда он идет.
Тринадцатая глава «Мертвых душ» – это глава о покаянии, о надежде на возрождение, о возможности искупления. Это глава, которой не хватает в поэме, но которая, как мне кажется, очень важна для понимания замысла Гоголя. Ведь «Мертвые души» – это не только сатира на российскую действительность, это еще и призыв к духовному обновлению, к воскресению души.
И хотя в реальной жизни Чичиков, возможно, так и не смог до конца преодолеть свою жадность и корыстолюбие, Гоголь, как великий писатель и гуманист, оставляет нам надежду на то, что даже в самой черствой и омертвелой душе может проснуться что-то человеческое.
В тринадцатой главе можно было бы показать, как Чичиков, уже обремененный тяжестью своих афер, сталкивается с человеком, который, казалось бы, является его полной противоположностью. Это может быть странствующий монах, который отказывается от мирских благ и посвящает свою жизнь служению Богу и людям. Или это может быть простой крестьянин, который живет в гармонии с природой и довольствуется малым. Встреча с таким человеком заставляет Чичикова задуматься о том, что он упустил в своей жизни, о том, какие ценности он предал.
Этот монах или крестьянин не пытается учить Чичикова жизни, не читает ему морали. Он просто живет своей жизнью, излучая свет и добро. И этот свет проникает в душу Чичикова, растапливая лед его эгоизма и цинизма.
В тринадцатой главе можно было бы ввести образ ребенка. Чичиков случайно знакомится с маленьким мальчиком, который живет в нищете и голоде. Мальчик поражает Чичикова своей невинностью, своей непосредственностью, своей верой в добро. Чичиков видит в этом мальчике отражение самого себя в детстве, когда он был чистым и наивным. Он понимает, что своими поступками он лишает этого мальчика будущего, отнимает у него шанс на счастливую жизнь.
Чичиков решает помочь мальчику. Он покупает ему еды, одежды, игрушки. Он видит, как радуется мальчик, как загораются его глаза. И эта радость переполняет душу Чичикова. Он чувствует, что впервые за долгое время он делает что-то по-настоящему важное и нужное.
Но, конечно, помощь мальчику не решает всех проблем Чичикова. Он по-прежнему остается грешником, по-прежнему несет на себе бремя своих преступлений. Но встреча с мальчиком дает ему надежду на искупление, на возможность начать новую жизнь.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы более подробно раскрыть внутренний мир Чичикова, показать его страхи, его сомнения, его надежды. Мы видим, что Чичиков – это не просто карикатурный персонаж, это сложная и противоречивая личность, в которой борются добро и зло.
Он боится разоблачения, боится потерять свое богатство и положение в обществе. Он страдает от одиночества, от отсутствия настоящих друзей и близких. Он мечтает о счастье, о любви, о семейном очаге. Но он не знает, как всего этого достичь. Он запутался в сетях своих афер, потерял ориентиры в жизни.
Но в глубине души Чичиков надеется на лучшее. Он верит, что когда-нибудь он сможет начать новую жизнь, что он сможет стать достойным человеком. И эта надежда помогает ему выжить, не сломаться под тяжестью обстоятельств.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы показать, как Чичиков начинает осознавать, что «мертвые души» – это не только крестьяне, которые умерли, но и люди, которые живут, но духовно мертвы. Это помещики, которые погрязли в своих пороках и страстях. Это чиновники, которые заботятся только о своей выгоде. Это общество в целом, которое утратило нравственные ориентиры.
Чичиков понимает, что он сам – одна из этих «мертвых душ». Он осознает, что его жизнь бессмысленна и пуста. Он понимает, что он идет по ложному пути, который ведет в никуда.
И это осознание становится для него началом духовного возрождения. Он начинает искать выход из тупика, в котором он оказался. Он начинает задумываться о смысле жизни, о своем месте в мире.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы использовать прием символизма, чтобы показать внутреннюю борьбу Чичикова. Например, во сне Чичиков видит себя в темном лесу, где его преследуют «мертвые души». Он пытается убежать от них, но они настигают его и тянут в пропасть. В последний момент он просыпается в холодном поту.
Этот сон символизирует страхи и терзания Чичикова. Он боится расплаты за свои грехи, боится потерять все, что он имеет. Но в то же время он стремится к свету, к свободе, к новой жизни.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы показать, как Чичиков начинает интересоваться судьбой тех крестьян, которых он купил. Он узнает об их жизни, об их трудностях, об их мечтах. Он видит, что это были живые люди, со своими радостями и горестями.
И это знание заставляет Чичикова по-другому взглянуть на свою аферу. Он понимает, что он обманул не только помещиков, но и самих крестьян, отнял у них право на память, на бессмертие.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы показать, как Чичиков начинает заниматься благотворительностью. Он помогает бедным, строит школы и больницы, жертвует деньги на церковь. Он делает это не для того, чтобы заслужить прощение, а для того, чтобы искупить свою вину, чтобы хоть немного облегчить страдания людей.
Конечно, благотворительность не может полностью очистить душу Чичикова. Но она становится для него шагом на пути к духовному возрождению. Она показывает, что в нем еще осталось что-то человеческое, что он способен на сострадание и милосердие.
В тринадцатой главе Гоголь мог бы оставить открытый финал, чтобы читатель сам решил, какая судьба ждет Чичикова. Сможет ли он искупить свои грехи и начать новую жизнь? Или он так и останется «мертвой душой», обреченной на вечные страдания?
Открытый финал заставляет читателя задуматься о собственной жизни, о своих поступках, о своей душе. Он напоминает нам о том, что каждый из нас несет ответственность за свою судьбу, что каждый из нас может выбрать между добром и злом, между жизнью и смертью.
Тринадцатая глава «Мертвых душ» – это глава, которая могла бы стать кульминацией всего произведения. Она могла бы показать, что даже в самой темной и безнадежной ситуации есть место для надежды, для веры, для любви. Она могла бы стать гимном человеческому духу, его способности к возрождению и преображению.
И хотя этой главы нет в поэме Гоголя, она живет в нашем воображении, в наших сердцах, в наших душах. Она напоминает нам о том, что «Мертвые души» – это не только книга о прошлом, но и книга о настоящем и будущем России. Это книга о нас с вами.