Сочинение Содержание заключительной части романа-повести 'Фаталист'

Нейросеть:
Роман-повесть Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" – это не просто история жизни Григория Александровича Печорина. Это глубокое размышление о человеческой природе, о судьбе, о предопределении и свободе воли. Заключительная часть романа, "Фаталист", ставит перед читателем самые сложные вопросы, на которые, кажется, нет однозначных ответов.
"Фаталист" резко отличается от предыдущих частей романа. Если раньше мы наблюдали за Печориным в его любовных интригах, дуэлях и приключениях на Кавказе, то здесь действие происходит в казачьей станице, а главный герой, скорее, сторонний наблюдатель, размышляющий о философских проблемах. В этой части повествования Печорин встречается с поручиком Вуличем, сербом по происхождению, который верит в предопределение и судьбу, предначертанную человеку с рождения.
Вулич – личность загадочная и противоречивая. Он азартный игрок, любящий испытывать судьбу. В его поведении чувствуется какая-то надломленность, обреченность. Именно он предлагает пари: проверить, предопределена ли смерть человека. Вулич утверждает, что если ему суждено умереть сегодня, то как бы он ни старался избежать этого, смерть его настигнет.
Кульминацией этого спора становится эксперимент: Вулич наугад берет пистолет и приставляет его к виску. Он просит одного из офицеров поставить метку на карте и обещает, что пистолет выстрелит именно в этом месте. Все замирают в напряженном ожидании. Вулич нажимает на курок… осечка! Он снова взводит курок, и на этот раз пистолет выстреливает. Все поражены. Кажется, что Вулич доказал свою правоту – судьба действительно существует.
Однако Печорин не согласен с этим выводом. Он считает, что произошла случайность. Он тоже верит в предопределение, но понимает его по-своему. Печорин уверен, что в момент выстрела на лице Вулича была печать смерти. Он предчувствует его скорую гибель и говорит об этом прямо. Вулич, услышав это, бледнеет, но старается не подавать виду.
Ночью происходит трагедия. Пьяный казак убивает Вулича. Предсказание Печорина сбывается. Этот эпизод производит на Печорина огромное впечатление. Он пытается понять, что это было: случайное совпадение или проявление рока? Он задается вопросом, можно ли избежать судьбы, или все, что с нами происходит, уже предначертано?
После смерти Вулича Печорин решает проверить свою собственную судьбу. Он отправляется на поиски убийцы, зная, что тот вооружен и опасен. Печорин рискует своей жизнью, но он хочет убедиться, что предопределение – это не пустой звук. Он выслеживает казака в темной хате и, рискуя жизнью, обезоруживает его.
Этот поступок Печорина можно трактовать по-разному. С одной стороны, он кажется безрассудным и даже безумным. С другой стороны, это проявление его сильной воли и стремления к познанию истины. Печорин не боится смерти, он готов принять свою судьбу, но при этом он не пассивно ждет, а активно действует.
После этого случая Печорин приходит к выводу, что верить в предопределение – это не значит ничего не делать и смириться с судьбой. Наоборот, вера в предопределение должна побуждать человека к активной деятельности, к борьбе за свою жизнь и за свою свободу. Он пишет: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что касается меня, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!"
Эта фраза – ключевая для понимания позиции Печорина. Он не отрицает существование предопределения, но считает, что человек должен жить так, как будто никакой судьбы нет. Он должен принимать решения, действовать, бороться, несмотря ни на что. Только тогда он может почувствовать себя свободным и независимым.
"Фаталист" заканчивается размышлениями Печорина о судьбе и о месте человека в мире. Он не приходит к однозначным выводам, но его рассуждения заставляют задуматься о самых важных вопросах человеческого существования. Лермонтов не дает нам готовых ответов, он лишь ставит вопросы, на которые каждый читатель должен ответить сам для себя.
В заключение "Фаталиста" мы видим, что Печорин остается верен себе. Он по-прежнему одинок, разочарован и полон сомнений. Он не нашел ответы на свои вопросы, но он продолжает искать. Он остается "героем своего времени" – человеком, который не может найти свое место в мире, но который при этом не теряет надежды на то, что когда-нибудь найдет его.
Важно отметить, что "Фаталист" не просто завершает роман, он его обобщает. В этой части повествования Лермонтов поднимает самые важные темы, которые затрагивались в предыдущих главах. Он ставит вопрос о смысле жизни, о свободе воли, о предопределении и о роли случая в человеческой судьбе.
Именно благодаря "Фаталисту" роман "Герой нашего времени" приобретает философскую глубину и становится не просто увлекательным рассказом о жизни Печорина, а серьезным размышлением о человеческой природе и о месте человека в мире. Заключительная часть романа заставляет нас задуматься о том, как мы живем, во что мы верим и чего мы хотим от жизни.