Сочинение на тему 'Мертвые' и 'живые' души в поэме Гоголя 'Мертвые души'
Нейросеть:
Николай Васильевич Гоголь в своей бессмертной поэме "Мертвые души" создал галерею ярких и запоминающихся образов. Но за внешней комичностью и сатирическим обличением пороков кроется глубокий философский вопрос: что такое настоящая жизнь и что такое духовная смерть? Герои поэмы делятся на две категории: "мертвые души" и "живые души". И это деление касается не только умерших крестьян, которых скупает Чичиков, но и самих помещиков, чиновников, да и, возможно, самого главного героя."Мертвые души" – это не только те крестьяне, которых Чичиков покупает у помещиков. Это, прежде всего, те люди, которые духовно опустошены, лишены каких-либо высоких стремлений и интересов, живущие лишь удовлетворением своих примитивных потребностей. Они погрязли в рутине, корыстолюбии, лицемерии и праздности. Их жизнь – это лишь жалкое подобие настоящей жизни, существование, лишенное смысла и цели.
Самым ярким примером "мертвой души" является, пожалуй, помещик Плюшкин. Когда-то он был рачительным хозяином, заботился о семье, но постепенно, под влиянием скупости и подозрительности, превратился в жалкого скрягу, живущего в полном одиночестве и нищете. Его дом – это символ запустения и разрухи, а сам он – живое олицетворение духовной смерти. Плюшкин настолько одержим накопительством, что забыл о человеческих чувствах, о сострадании и милосердии. Он не способен ни на любовь, ни на дружбу, ни на какое-либо проявление душевной теплоты. Его душа мертва, он – лишь тень былого себя.
Не менее "мертвыми" являются и другие помещики, с которыми встречается Чичиков. Манилов – мечтательный и бесплодный прожектер, живущий в мире иллюзий и оторванный от реальности. Он пуст и неинтересен, его разговоры – лишь набор красивых фраз, лишенных всякого смысла. Коробочка – мелочная и подозрительная старушка, заботящаяся лишь о своих доходах и боящаяся всего нового и неизведанного. Ноздрев – буйный и бесшабашный кутила, врун и скандалист, не способный ни на какое серьезное дело. Все они погрязли в своих пороках и слабостях, их жизнь лишена всякой духовности и нравственности.
Чиновники города NN также представляют собой галерею "мертвых душ". Губернатор, вице-губернатор, прокурор, председатель палаты – все они озабочены лишь своей карьерой, обогащением и удовлетворением своих амбиций. Они лицемерны, корыстолюбивы и готовы на все ради достижения своих целей. Их интересуют лишь деньги, чины и почести, а о благе общества они совершенно не думают. Их жизнь – это лишь игра в чины и звания, маскарад, за которым скрывается духовная пустота.
Интересно, что и сам Чичиков, главный герой поэмы, тоже в какой-то степени является "мертвой душой". Он – делец, авантюрист, стремящийся к обогащению любыми путями. Он лишен каких-либо моральных принципов и готов обманывать, лицемерить и подстраиваться под обстоятельства ради достижения своей цели. Его душа словно заморожена, он не способен на искренние чувства и переживания. Чичиков – это продукт своего времени, эпохи стяжательства и корыстолюбия. Он – типичный представитель "приобретателей", для которых главное – нажива, а все остальное не имеет значения.
Но в поэме Гоголя есть и проблески "живых душ". Это, прежде всего, те крестьяне, которые умерли, но оставили после себя добрую память. Каждый из помещиков, продавая Чичикову "мертвые души", рассказывает о своих крестьянах, и в этих рассказах мы видим живые характеры, сильные личности, людей, которые жили полной и насыщенной жизнью. Так, например, кучер Михей, сапожник Максим Телятников, плотник Степан Пробка – это люди труда, честные и трудолюбивые, которые жили своим трудом и приносили пользу обществу. Их жизнь была нелегкой, но они сохранили в себе человеческое достоинство и нравственную чистоту.
Кроме того, проблески "живой души" можно увидеть и в некоторых второстепенных персонажах поэмы. Например, капитан Копейкин, который после ранения на войне остался без средств к существованию и был вынужден просить милостыню. Он – живой пример несправедливости и бездушия чиновничьего аппарата. Его история вызывает сочувствие и заставляет задуматься о судьбе простого человека в бездушном мире.
Гоголь не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто является "живой душой", а кто "мертвой". Он показывает, что в каждом человеке есть и то, и другое. Даже в самых "мертвых" душах иногда просыпаются проблески человечности, а в самых "живых" – проявляются слабости и пороки. Важно то, к чему стремится человек, какие ценности он исповедует, какие поступки совершает.
Смысл противопоставления "мертвых" и "живых" душ в поэме Гоголя заключается в том, чтобы показать читателю, что настоящая жизнь – это не только материальное благополучие и удовлетворение примитивных потребностей. Это, прежде всего, духовное развитие, нравственное совершенствование, стремление к высоким идеалам. Гоголь призывает нас задуматься о смысле жизни, о том, что мы оставим после себя, о том, как мы живем и ради чего.
Поэма "Мертвые души" – это не просто сатирическое произведение, обличающее пороки общества. Это глубокое философское размышление о природе человека, о смысле жизни, о духовной смерти и воскресении. Гоголь показывает нам, что каждый человек несет ответственность за свою душу, за свою жизнь. И только от нас зависит, будем ли мы "мертвыми душами", живущими в мире корысти и лицемерия, или "живыми душами", стремящимися к свету, добру и истине.
Актуальность поэмы "Мертвые души" не утрачена и в наши дни. И сегодня мы встречаем "мертвые души" – людей, погрязших в материальных ценностях, лишенных духовности и нравственности. И сегодня нам необходимо помнить о том, что настоящая жизнь – это не только богатство и власть, но и любовь, сострадание, милосердие, стремление к справедливости и добру. Только тогда мы сможем избежать духовной смерти и обрести настоящую, полноценную жизнь.
Гоголь своей поэмой как бы говорит нам: "Очнитесь! Посмотрите вокруг! Не уподобляйтесь мертвым душам! Живите полной жизнью, стремитесь к добру и свету! И тогда вы сможете обрести истинное счастье и гармонию"