Сочинение Тема наживы в поэме Н.В. Гоголя 'Мертвые души'
Нейросеть:
В бессмертной поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» тема наживы пронизывает практически каждую страницу, являясь одной из ключевых для понимания характеров персонажей и общей картины российской действительности того времени. Гоголь не просто описывает стремление к обогащению, он показывает, как это стремление уродует души людей, превращая их в подобия человеческих существ, одержимых лишь одной целью – накоплением.Нажива в «Мертвых душах» представлена в разных формах и проявлениях. Она проявляется в скупости помещиков, в их стремлении выжать максимум выгоды из своих крестьян, живых и мертвых. Она видна в чиновничьем взяточничестве и казнокрадстве, в стремлении нажиться на государственных средствах. И, наконец, она отражается в самом Чичикове, главном герое, который, казалось бы, занят невинной покупкой мертвых душ, но на самом деле преследует вполне конкретную цель – обогащение и продвижение по службе.
Первым, кого Чичиков посещает в своем путешествии, становится помещик Манилов. Манилов – это воплощение мечтательности и праздности. Он совершенно не занимается своим хозяйством, все у него запущено и приходит в упадок. Но при этом он не прочь пофантазировать о будущем, о том, как он будет жить богато и счастливо. Его нажива проявляется не в активном стремлении к обогащению, а в пассивном ожидании, что богатство само упадет ему в руки. Он легко расстается с мертвыми душами, не видя в них никакой ценности, кроме возможности произвести впечатление на Чичикова.
Совершенно иной тип наживы демонстрирует помещица Коробочка. Коробочка – это хозяйственная и практичная женщина, крепко держащаяся за свое имущество. Она боится продешевить, поэтому долго торгуется с Чичиковым за мертвые души, пытаясь выжать из него как можно больше денег. Для нее мертвые души – это такой же товар, как пенька или сало, и она стремится продать их по самой выгодной цене. В ее стремлении к наживе нет ни капли романтики или благородства, это чисто практический расчет.
Помещик Ноздрев – еще один яркий пример человека, одержимого страстью к наживе. Ноздрев – это авантюрист и прохиндей, готовый на любую подлость ради собственной выгоды. Он постоянно врет, мошенничает и пытается обмануть своих партнеров. Его нажива проявляется в стремлении выигрывать в карты, обманывать на ярмарках и продавать негодный товар. Он не гнушается никакими способами обогащения, даже самыми бесчестными.
Собакевич – это помещик-кулак, крепкий и хозяйственный мужик. Он заботится о своем хозяйстве, но делает это не из любви к земле или к своим крестьянам, а из стремления к наживе. Он считает своих крестьян товаром и оценивает их только с точки зрения их полезности. Он хитер и расчетлив, и умеет выгодно продать свой товар, в том числе и мертвые души. В его стремлении к наживе чувствуется сила и напористость, но при этом отсутствует всякая человечность.
Плюшкин – это самый яркий и трагичный пример человека, одержимого страстью к наживе. Плюшкин – это скряга и накопитель, который превратил свою жизнь в кошмар, лишив себя и своих близких элементарных радостей. Он копит деньги и вещи, но не пользуется ими, боясь их потратить. Его нажива превратилась в самоцель, затмив собой все остальное. Он одинок и несчастен, и его жизнь – это печальное предостережение о том, к чему может привести безудержное стремление к обогащению.
Чиновники, изображенные Гоголем в «Мертвых душах», также не чужды страсти к наживе. Они берут взятки, воруют из казны и злоупотребляют своим положением. Их нажива проявляется в стремлении к легким деньгам и беззаботной жизни. Они не заботятся о благе общества, а думают только о собственной выгоде. Их коррупция и беззаконие подрывают основы государства и приводят к всеобщему обнищанию.
Но, пожалуй, самым интересным примером наживы в «Мертвых душах» является сам Чичиков. Он не является ни скрягой, ни кулаком, ни мошенником. Он – предприимчивый и энергичный человек, стремящийся к успеху и процветанию. Его нажива проявляется в стремлении создать себе положение в обществе, купить имение и завести семью. Он покупает мертвые души не из жадности, а из стремления к достижению своей цели. Но в его стремлении к наживе есть что-то отталкивающее. Он готов пойти на обман и мошенничество, чтобы достичь своей цели. Он не гнушается никакими средствами, и это делает его образ весьма противоречивым.
Гоголь в своей поэме не просто осуждает стремление к наживе, он показывает, как это стремление уродует души людей, превращает их в подобия человеческих существ. Он показывает, что нажива может принимать разные формы и проявления, но в конечном итоге она всегда приводит к одному – к духовной деградации и утрате человечности.
Важно отметить, что Гоголь не отрицает саму возможность обогащения. Он осуждает лишь те способы обогащения, которые основаны на обмане, мошенничестве и эксплуатации других людей. Он показывает, что настоящее богатство заключается не в деньгах и имуществе, а в духовном богатстве, в человечности и в стремлении к добру.
В заключение можно сказать, что тема наживы является одной из центральных в поэме «Мертвые души». Гоголь показывает, как эта тема пронизывает все слои российского общества того времени, от помещиков до чиновников. Он показывает, как стремление к наживе уродует души людей, превращает их в подобия человеческих существ. И в этом заключается главная трагедия, изображенная Гоголем в его бессмертной поэме. Поэме, которая и сегодня остается актуальной, напоминая нам о том, что настоящее богатство заключается не в деньгах и имуществе, а в духовности и человечности.
Изучая гоголевских персонажей, невольно задумываешься о том, как мало изменилось в мире с тех пор. Стремление к обогащению, порой любой ценой, по-прежнему движет многими людьми. И как важно помнить о том, что истинное счастье и благополучие не измеряются количеством денег на счету, а заключаются в добрых делах, честности и любви к ближнему. Ведь именно это, а не мертвые души, делает нас по-настоящему живыми. Гоголь заставляет задуматься, а не стали ли мы сами в какой-то мере похожи на его героев, не поддались ли мы искушению наживы, забыв о настоящих ценностях. И это, наверное, главное, чему учит нас эта великая поэма.