Сочинение Почему повесть 'Герой нашего времени' заканчивается фаталистом?

Нейросеть:
Повесть Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" – это не просто история о молодом офицере Григории Печорине. Это глубокое исследование человеческой души, попытка понять причины трагедии целого поколения. И вопрос, почему повесть заканчивается встречей с фаталистом Вуличем, не случаен. Мне кажется, Лермонтов специально оставляет нас с этим персонажем, чтобы подчеркнуть важную мысль: Печорин и его время – это люди, потерявшие веру во что-либо, кроме собственной воли, но в то же время, бессильные перед лицом судьбы.
Печорин – безусловно, личность яркая и неординарная. Он умен, образован, смел. Но при этом он несчастлив и приносит несчастье окружающим. Он словно играет с жизнью, испытывает себя и других на прочность. В его поступках нет четкой цели, нет стремления к чему-то большему. Он скучает, и эта скука толкает его на необдуманные, часто жестокие поступки. Он разрушает любовь Бэлы, вмешивается в жизнь контрабандистов, портит судьбу княжны Мери. И каждый раз после этого испытывает лишь кратковременное удовлетворение, сменяющееся новой волной тоски.
Почему так происходит? Мне кажется, Лермонтов показывает, что Печорин – это продукт своего времени. Это эпоха разочарования, наступившая после надежд на перемены, связанных с восстанием декабристов. Лучшие умы России видели, что существующий порядок несправедлив, но не знали, как его изменить. И это порождало апатию, неверие в возможность что-либо изменить. Печорин – один из таких людей. Он не верит в любовь, дружбу, долг. Он считает, что все предопределено, что человек не властен над своей судьбой.
Именно поэтому так важна встреча Печорина с Вуличем. Вулич – серб по происхождению, офицер русской армии. Он страстно верит в судьбу, в то, что жизнь каждого человека предопределена заранее. Он играет в рулетку со смертью, предлагая решить вопрос о том, кому жить, а кому умереть, броском монеты. И когда монета выпадает на его сторону, он верит, что это знак судьбы, что ему предначертано жить.
Печорин, напротив, относится к этому скептически. Он считает, что Вулич просто играет в опасную игру, и что исход ее случаен. Он пытается доказать, что нет никакой судьбы, что человек сам творец своей жизни. Он заключает пари с Вуличем, утверждая, что на его лице написана смерть. И как ни странно, предсказание Печорина сбывается. Вулич погибает в ту же ночь от руки пьяного казака.
Эта смерть поражает Печорина. Он начинает задумываться о том, что, возможно, судьба действительно существует. Он пытается понять, как можно согласовать свободу воли человека и предопределение. Он размышляет о том, что, возможно, человек действительно не властен над своей судьбой, но при этом должен действовать так, как будто он свободен.
Однако, несмотря на эти размышления, Печорин не меняется. Он продолжает жить так, как будто ничего не произошло. Он отправляется в Персию, участвует в войне, и в конце концов погибает. Его смерть – это тоже своего рода подтверждение его фаталистического взгляда на жизнь. Он словно предчувствует свою гибель и принимает ее как неизбежность.
Мне кажется, Лермонтов не случайно заканчивает повесть встречей с фаталистом. Он хочет показать, что неверие в высшие ценности, в возможность изменить мир к лучшему, приводит к трагедии. Печорин и Вулич – это две стороны одной медали. Один верит в судьбу, другой отрицает ее. Но оба они несчастны. Один погибает от руки убийцы, другой – от скуки и разочарования.
Встреча Печорина с Вуличем и трагическая гибель последнего заставляют нас задуматься о смысле жизни, о роли судьбы и свободы воли. Лермонтов не дает однозначного ответа на эти вопросы. Он лишь показывает, к чему может привести неверие и разочарование. Он заставляет нас задуматься о том, что, возможно, вера во что-то большее, чем собственная воля, необходима человеку для того, чтобы обрести смысл жизни и избежать трагедии.
Заканчивая повесть встречей с Вуличем, Лермонтов как бы ставит точку в исследовании души Печорина и всего "героического" поколения. Он подчеркивает их общую трагедию – потерю веры в смысл жизни и, как следствие, фаталистическое отношение к судьбе. Печорин, как и Вулич, в конечном итоге становится жертвой собственного неверия, своей убежденности в предопределенности всего сущего.
Эта встреча также усиливает впечатление от характера Печорина, показывая его как человека, который не только отрицает существующие нормы и ценности, но и пытается найти объяснение окружающему миру, даже если это объяснение заключается в фатализме. Он не просто бунтарь, он еще и мыслитель, ищущий истину, хотя и находит ее в довольно мрачном свете.
В целом, включение эпизода с Вуличем и его трагической смертью в финал повести "Герой нашего времени" является важным художественным приемом, который позволяет Лермонтову глубже раскрыть трагедию Печорина и всего поколения, пораженного духовным кризисом и фаталистическим мировоззрением. Он не просто рассказывает историю одного человека, он ставит перед читателем важные вопросы о смысле жизни, свободе воли и роли судьбы в человеческой жизни. И эти вопросы актуальны и по сей день.