Сочинение Свет и тьма в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нейросеть:
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» свет и тьма – это не просто противопоставленные понятия, это две силы, которые ведут между собой непрекращающуюся борьбу за души людей, за их моральные принципы и за право определять ход истории. Эти символы пронизывают всю структуру произведения, появляясь в самых различных образах и ситуациях, и помогают глубже понять авторскую задумку.
Тьма, в романе, олицетворяется, прежде всего, Воландом и его свитой. Они прибывают в Москву, чтобы показать истинную сущность людей, обнажить их пороки и слабости, которые обычно скрыты за маской благопристойности. Воланд – это не просто дьявол, он – часть мировой гармонии, сила, которая, разрушая старое, расчищает место для нового. Его свита – это колоритные персонажи, каждый из которых наделен своими функциями. Коровьев-Фагот – мастер перевоплощений и провокаций, Азазелло – исполнитель грязной работы, Гелла – вампирша, олицетворяющая искушение, и кот Бегемот – настоящий демон-пародист, вносящий в происходящее элемент абсурда и хаоса.
Присутствие тьмы проявляется в самых разных эпизодах. Это и сеанс черной магии в Варьете, где публика, забыв о приличиях, жаждет только развлечений и наживы, и сцены в нехорошей квартире, где творится полный беспредел, и эпизоды, в которых разоблачаются лицемеры и взяточники. Все эти события показывают, что тьма уже давно проникла в души людей, что они сами готовы к греху и соблазну.
Но тьма в романе Булгакова – это не только зло. Это еще и сила, которая способна наказать пороки, восстановить справедливость, пусть и своеобразным способом. Воланд и его свита выступают в роли своеобразных судей, которые выносят приговоры тем, кто преступил моральные законы. Их наказания часто жестоки и ироничны, но они всегда заслужены. Именно благодаря тьме мы видим истинное лицо тех, кто скрывается за масками благочестия и порядочности.
Свет в романе представлен образом Иешуа Га-Ноцри, прототипом Иисуса Христа. Он – воплощение добра, милосердия и всепрощения. Иешуа проповедует любовь к ближнему, отрицает насилие и считает, что все люди – добрые, нужно только увидеть эту доброту в них. Его учение, конечно, не находит понимания у властей, и он приговаривается к смерти.
Образ Иешуа контрастирует с образом Воланда. Если Воланд показывает людям их пороки, то Иешуа видит в них только хорошее. Если Воланд наказывает, то Иешуа прощает. Они представляют собой два полюса, между которыми колеблется человеческая душа.
Мастер, главный герой романа, также является носителем света. Он – талантливый писатель, создавший роман об Иешуа и Понтии Пилате. Его роман – это попытка донести до людей правду, показать им вечные ценности. Но мир, в котором живет Мастер, не готов к этой правде. Его роман подвергается критике, его преследуют, и в итоге он оказывается в психиатрической клинике.
Маргарита, возлюбленная Мастера, тоже становится на сторону света. Ради любви к Мастеру она готова на все, даже заключить сделку с дьяволом. Она становится ведьмой, участвует в шабаше, но при этом сохраняет свою человечность и милосердие. Именно благодаря ей Мастер обретает покой и свободу.
Борьба света и тьмы в романе проявляется и на уровне композиции. События в Москве, где хозяйничает Воланд, перемежаются с главами, повествующими об истории Иешуа и Понтия Пилата. Эти две сюжетные линии неразрывно связаны между собой. История Иешуа проливает свет на московские события, помогая понять их смысл. А московские события, в свою очередь, показывают, что идеи Иешуа по-прежнему актуальны и востребованы.
Кульминацией борьбы света и тьмы становится бал у Воланда. Маргарита, став королевой бала, проходит через множество испытаний. Она проявляет милосердие к Фриде, просившей об избавлении от мук, и тем самым доказывает, что даже в мире тьмы можно сохранить доброту и человечность.
В финале романа Воланд и его свита покидают Москву. Мастер и Маргарита обретают вечный покой. Они не заслужили света, но заслужили покой. Это означает, что борьба между светом и тьмой вечна, и каждый человек сам выбирает, на чьей стороне ему быть. Важно помнить, что даже в самые темные времена можно найти свет и остаться верным своим принципам.
Булгаков не дает однозначного ответа на вопрос, кто побеждает в этой борьбе. Свет и тьма в его романе – это не просто две противоположные силы, это две стороны одной медали. Они необходимы друг другу для поддержания равновесия в мире. Свет без тьмы был бы слишком приторным и нереальным, а тьма без света – разрушительной и бессмысленной.
Автор показывает, что каждый человек несет в себе и свет, и тьму. Важно не поддаваться соблазнам, не терять человечность и помнить о вечных ценностях. Только тогда можно сохранить свою душу и обрести гармонию.
В заключение, можно сказать, что тема света и тьмы является одной из ключевых в романе «Мастер и Маргарита». Она раскрывается через множество образов и ситуаций, заставляя читателя задуматься о вечных вопросах добра и зла, морали и нравственности, веры и безверия. Булгаков показывает, что борьба между светом и тьмой происходит не только в мире, но и в душе каждого человека, и от исхода этой борьбы зависит его судьба.