Образы помещиков в поэме «Мертвые души» на основе двух помещиков

Нейросеть:
В поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" галерея помещиков занимает центральное место в раскрытии пороков и язв русской действительности первой половины XIX века. Автор не просто рисует карикатурные образы, он показывает, насколько глубоко укоренилось духовное обнищание в среде дворянства. Каждый помещик, встреченный Чичиковым в его афере с "мертвыми душами", – это своеобразный символ определенного человеческого порока, определенной степени деградации личности. Я рассмотрю образы двух помещиков: Манилова и Собакевича, – чтобы проследить, как Гоголь использует художественные средства для создания ярких и запоминающихся портретов.
Манилов – первый помещик, к которому приезжает Чичиков. Уже само его имя говорит о мечтательности, оторванности от реальности. Внешний вид Манилова полностью соответствует его внутреннему миру. Он приятен в обхождении, любезен, всегда готов "оказать удовольствие". Его манеры нарочито изысканны, речь слащава, полна комплиментов и вежливых оборотов. Однако за этой внешней привлекательностью скрывается полное отсутствие какой-либо деятельности, какой-либо жизненной цели. Манилов – типичный "лишний человек", который не способен на практические действия и предпочитает предаваться бесплодным мечтаниям. "Дом его стоял одиноко на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На этом месте в два ряда росли друг против друга березы; под ними видна была беседка с плоским зеленым куполом, с деревянными голубыми колоннами". Само описание усадьбы Манилова говорит о запущенности и безалаберности. Вроде бы и старались создать что-то красивое, но все как-то недоделано, не доведено до конца.
В разговоре с Чичиковым Манилов проявляет полное непонимание реальной ценности крестьян. Он с легкостью соглашается уступить "мертвые души", даже не подозревая о том, что Чичиков преследует какую-то выгоду. Для Манилова это просто возможность "оказать услугу" приятному человеку. Его безразличие к судьбе крестьян, даже мертвых, поражает. Он совершенно не интересуется их жизнью, их прошлым. Он даже толком не помнит, сколько у него крестьян: "Да, признаюсь, трудно сказать. Переписи давно не было. Право, не помню, сколько их у меня". В этом проявляется его полное отчуждение от реальной жизни, его оторванность от народа.
Гоголь использует иронию для создания образа Манилова. Он высмеивает его слащавость, его бесконечные мечтания, его неспособность к действию. "Иной час, сидя в креслах, делал он вместе с женою разные предположения насчет того, как бы хорошо было жить, если бы у них было то и другое, если бы… и прочее. Все эти предположения оканчивались обыкновенно тем, что хорошо бы было иметь карету цугом, такую, как ездят в городе". Эти мечты о карете цугом – символ маниловской пустоты, его стремления к внешнему блеску, за которым не стоит ничего существенного.
Собакевич, напротив, является полной противоположностью Манилову. Он – человек грубый, угрюмый, лишенный каких-либо мечтаний и иллюзий. Его внешность подчеркивает его звериную натуру: "казалось, в этом теле совсем не было души, или она запрятана так глубоко, как будто ее били, и она вылезала оттуда только с большим усилием". Описание усадьбы Собакевича также контрастирует с описанием усадьбы Манилова. Здесь все крепкое, надежное, сделано на совесть, но лишено всякой изящности и красоты. "Все в доме было чрезвычайно прочно и какого-то тяжелого свойства; словом, каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»". Эта прочность и основательность переносятся и на характер самого помещика.
Собакевич – практичный и расчетливый человек. Он прекрасно понимает ценность крестьян и не намерен продешевить. Он даже мертвых крестьян пытается продать подороже, расхваливая их достоинства. "Да что это за люди! Это не пьяницы какие-нибудь. Все работники на славу. Вот, например, Михей! Ведь это какой был работник! Голова!" В отличие от Манилова, Собакевич прекрасно помнит всех своих крестьян по именам и знает их достоинства и недостатки. Это говорит о том, что он, по крайней мере, интересуется жизнью своих крестьян, рассматривая их как источник дохода.
Гоголь использует гротеск для создания образа Собакевича. Он подчеркивает его грубость, его жадность, его животную силу. "Когда он ел, то казалось, что он не ест, а рвет. Он все тащил в рот, как будто хотел что-то проглотить разом". Это описание еды Собакевича подчеркивает его ненасытность, его стремление к обогащению любой ценой. В отличие от Манилова, Собакевич не склонен к мечтаниям и иллюзиям. Он прекрасно понимает, что происходит вокруг, и умеет извлекать выгоду из любой ситуации. Он даже не пытается прикрыть свою жадность и цинизм, говоря прямо и откровенно.
Сравнивая Манилова и Собакевича, можно увидеть, насколько разными могут быть помещики, но в то же время насколько одинаково они поражены духовным обнищанием. Манилов – это символ мечтательности и бесполезности, Собакевич – символ жадности и цинизма. Оба они в равной степени оторваны от реальной жизни, безразличны к судьбе народа и способны на бесчестные поступки ради собственной выгоды.
Гоголь использует различные художественные средства для создания этих ярких и запоминающихся образов. Он использует иронию, гротеск, сатиру, чтобы высмеять пороки помещиков и показать их духовную нищету. Описания усадеб, внешности, манер поведения и речи помещиков помогают читателю более полно представить их характеры и понять их место в поэме.
Образы Манилова и Собакевича – это лишь два примера из галереи помещиков, представленной в "Мертвых душах". Каждый из них – это своеобразное зеркало, в котором отражаются пороки и недостатки русского общества XIX века. Гоголь не просто констатирует эти пороки, он пытается пробудить в читателе чувство сострадания к народу и ненависть к несправедливости. Он надеется, что, увидев себя в этих гротескных образах, русское общество сможет измениться к лучшему.
В заключение, стоит отметить, что образы помещиков в поэме "Мертвые души" – это не просто карикатуры на представителей дворянского сословия. Это сложные и многогранные характеры, в которых переплетаются различные черты и качества. Гоголь не просто высмеивает их пороки, он пытается понять их причины и показать их последствия для всего общества. Именно поэтому образы помещиков остаются актуальными и сегодня, заставляя нас задуматься о том, как важно сохранять духовность, человечность и не забывать о нуждах окружающих. Анализируя их, мы можем лучше понять не только историю России, но и самих себя.